Зарядка тяговой аккумуляторной батареи. Разбираемся в последовательности действий

Зарядка тяговой аккумуляторной батареи. Разбираемся в последовательности действий

Зарядные устройства для тягового аккумулятора могут обладать разными размерами и мощностью. Однако цель любых таких устройств одна: заряжать. Тяговый аккумулятор способен работать пока его заряд не снизится до регламентированного минимума, но и перезарядка должна происходить до восстановления потраченного ресурса.

Как часто надо заряжать АКБ

Если часто позволять тяговому аккумулятору  разряжаться до минимума, это приведет к усилению сульфатации пластин аккумулятора. Это одна из главных проблем, связанных с зарядкой АКБ. Разряженную батарею нельзя оставлять без подзарядки дольше двенадцати часов.

Нельзя допускать, чтобы новая батарея при ее эксплуатации (в течение первых десяти раз повторения процесса зарядки-разрядки) разряжалась более чем на 80 % от номинального зарядного ресурса (емкости тягового аккумулятора). Быстрая разрядка является показателем неудовлетворительного состояния батареи, говорящим о необходимости ремонта или замены.

Важно помнить, что даже если батарея в течение какого-то времени «простаивала», не работая и не используясь, расход заряда все равно будет происходить. Это явление называется саморазрядом. Потери в рабочем ресурсе батареи  из-за саморазряда тоже требуют восполнения, поскольку «простой» в работе не равен самоконсервации.

Если после определенного периода эксплуатации батарею отправляют на хранение, сохранить в течение времени хранения ее заряд неизменным не удастся. Перед новым введением в эксплуатацию батарею нужно будет дозарядить.

Вместе с тем, зарядка батарей – это такой процесс, в котором избыток не менее вреден, чем недостаток. Перезаряд - чрезмерный заряд батареи - так же вредит ей, как и недостаточный заряд.

Слишком часто проводимая зарядка, равно как и неполная, приводит к тому, что батарее не удается накопить и поддерживать 100% от заряда. Кроме того, уменьшается промежуток времени работы, на которую хватает заряда батареи, и заряжать ее приходится чаще. Среди всех характеристик тяговых аккумуляторов неспособность батареи держать заряд является одним из ключевых показателей, поскольку снижает надежность и повышает затраты.

Что касается вопроса «как часто заряжать АКБ» -  рекомендуется отслеживать показания индикатора заряда на устройстве и приступать к подзарядке, если уровень заряда достиг отметки в 20%.  В целом, заряжать АКБ следует не чаще одного раза в день -  такой периодичности, например, придерживается популярный производитель китайских погрузчиков J

Для компенсации периодов «простоя», когда батарея не работает, но всё равно расходует заряд, и «недоборов», совершенных при недостаточной зарядке, используется метод выравнивающего заряда. Т.е. производится подзарядка батареи через каждые 5-10 циклов «заряд-разряд».

Как правильно подобрать зарядное устройство, типы ЗУ

Выбирая для тягового аккумулятора зарядное устройство, необходимо ориентироваться не только на цену устройства, но и на его экономичность, и на время зарядки АКБ. Тяговый аккумулятор  – одна из самых важных и дорогостоящих частей техники. Поэтому нужно стремиться максимизировать срок ее службы и эффективность ее применения.

Добиться этого возможно лишь при условии правильного подбора зарядного устройства для аккумулятора. Выбор подходящего зарядного устройства осуществляется по различным показателям.

  1. По техническим характеристикам тягового аккумулятора:
  • по номинальному напряжению: максимальное значение напряжения ЗУ на выходе должно быть не меньше общего напряжения батареи (можно использовать вольтметр);
  • по номинальной емкости (для замеров используют амперметр);
  1. По эксплуатационным условиям использования батареи:
  • выпрямители, они же – зарядные устройства у которых выходное напряжение регулируется вручную (такие ЗУ подойдут, когда число батарей невелико, либо батарея нечасто нуждается в зарядке);
  • профи – тип зарядных устройств профессионального класса;
  • автоматы – зарядные устройства автоматического типа (ЗУ для большого количества батарей, требующего автоматизации процесса).

Автоматические зарядные устройства для тягового аккумулятора продляют срок эксплуатации батарей, и ускоряют процесс зарядки, поскольку охватывают более одного этапа процесса зарядки батареи. Подразделяются на двухфазные и трехфазные устройства.

  1. Применение двухфазного автоматического ЗУ:
  • на первом этапе происходит заряд батареи постоянным током, что восполняет основную часть израсходованного ресурса;
  • на втором этапе осуществляется поддержание заряда батареи, своего рода дозарядка, напряжение стабилизированное («режим буфера»).
  1. Применение трехфазного автоматического ЗУ:
  • на первом этапе производится зарядка (при растущем напряжении) за счет постоянного тока;
  • на втором этапе, ограниченном по времени, зарядка проходит при постоянном напряжении, и уменьшении тока;
  • на третьем этапе происходит переход в «режим буфера», осуществляется поддержка заряда батареи при уменьшенном постоянном напряжении.

Подобные способы организации процесса зарядки исключают риск перезаряда батарей, и позволяют сделать этот процесс более быстрым.

Процесс зарядки

При установке тяговой батареи на технику, для которой она предназначена (например на погрузчик или электрокар) необходимо проверить корпус батареи на предмет отсутствия механических и иных повреждений/дефектов. Отсек, где устанавливается АКБ, должен содержаться в чистоте и сухости. Аккумуляторы в нем располагаются в строгой последовательности, с соблюдением порядка соединения при помощи перемычек.

Для тяговых батарей характерно образование газов в процессе эксплуатации батареи. Необходимо обеспечивать отсутствие препятствий для их выхода  Отверстия вентиляции отсека не должны быть закрыты, или забиты грязью и пылью. Рабочие соединения необходимо защищать смазкой против коррозии.

Заряжать тяговую АКБ можно и не снимая ее с техники, на которую она установлена – с погрузчика, штабелера, иной складской техники. Процесс осуществляется так:

  • батарею отключают от машины;
  • чистят от грязи, тщательно высушивают, у всех аккумуляторов отворачивают колпачки;
  • данные по состоянию контрольных аккумуляторов (достаточно четырех-пяти штук) записываются в спец журнал;
  • проверяется уровень (низкий/нормальный) электролита, при необходимости доливают воды;
  • подключают к батарее зарядное устройство (соединяя их «плюс» - с «плюсом», «минус» - с «минусом»).
  • Зарядка производится при открытых вентиляционных крышках, и осуществляется до момента начала процесса отделения газов в аккумуляторах батареи, а также по достижении напряжения каждым аккумулятором в 2,4 вольт.

    Емкость тягового аккумулятора определяет рабочий ресурс батареи, и, соответственно, ее надежность, длительность срока службы, мощность. Все эти показатели, в свою очередь, определяют стоимость батареи. Например, крайне востребованный на сегодня тяговый АКБ 24 вольта может быть представлен в различных моделях значительно отличающихся по цене.

    Также желательно, чтобы помимо продажи аккумуляторов продавец осуществлял и их профессиональное обслуживание, как поступает производитель китайских вилочных погрузчиков JAC.