Вилочные погрузчики в Советском Союзе

Вилочные погрузчики в Советском Союзе

Современное предприятие сложно представить без вилочного погрузчика. Техника применяется на заводах, складах, речных портах; предназначена она для перевозки товара на небольшие расстояния, погрузки и разгрузки. Агрегаты появились давно, в 1948 году, когда начал свою работу Львовский завод автопогрузчиков. Данный материал кратко освещает историю развития спецтехники в Советское время.

Производители погрузчиков

В период СССР техника выпускалась в основном на оборонных предприятиях, причем для собственных нужд. Однако погрузчик мог бесплатно попасть в автопарк сторонней компании. Для этого подавалась заявка и утверждалась государством в соответствии с установленными лимитами.

В Советском Союзе было два предприятия, специализировавшихся только на выпуске погрузчиков — это названый ранее Львовский и Канашский завод электропогрузчиков. Также техника выпускалась на следующих крупных предприятиях:

  • Кутаисский электромеханический завод;
  • Машиностроительный завод имени Калинина;
  • Бельцкий электротехнический завод;
  • Калининградский вагоностроительный завод;
  • Ереванский автомобильный завод.

Пока СССР только начинал осваивать производство вилочных агрегатов, техника привозилась из-за рубежа. Основным поставщиком была Болгария; также погрузчики доставлялись из Японии и Германии.

Технические особенности

Конечно, начало второй половины XX века было сопряжено с рядом сложностей при эксплуатации машин. Не было хороших специалистов, необходимого оборудования для ремонта и обслуживания, площадей для производственных цехов. Те, на кого возлагалась задача наладить линию выпуска вилочных погрузчиков, плохо представляли, как они выглядят.

Поэтому первые образы техники были примитивными и несовершенными. Собирались они из автомобильных запчастей. Рулевой механизм брали от ЗИС-150, а ходовую часть, коробку передач, сцепление, двигатель и электронику — от грузовика ГАЗ-51.

Первые месяцы эксплуатации выявили ряд серьезных проблем. Среди них:

  • приложение огромных усилий для поворота руля;
  • непродуманная конструкция кабины;
  • неустойчивость агрегата из-за неверного распределения нагрузки на ходовую часть;
  • пробуксовки.

Выводы были сделаны, и конструкция улучшилась. В 1950 году появился ГУР, кабина стала просторнее. Через 3 года вилочные погрузчики оснастили гидравлическими тормозами, улученным подъемным оборудованием, клапанами разгрузки гидросистемы.

Медленно, но верно вилочные погрузчики превращались в технику, какой мы знаем ее сейчас. Единственная оставшаяся проблема — нехватка комплектующих. Однако позже инженеры справились и с ней.

Объемы производства

Мировым лидером по экспорту погрузчиков являлась Болгария. Компания Balkancar выпускала ежегодно 160 тысяч погрузчиков, половина из которых покупалась Советским Союзом.

Примерно 50-60 тысяч единиц техники СССР производил на собственных предприятиях. Еще 10-15 тысяч погрузчиков ввозилось из Японии, Германии, ряда других стран.

После распада СССР стал очевиден сильный спад производства спецтехники. Всего 6000 вилочных агрегатов поставлялось на заводы страны ежегодно. Причина в том, что во время СССР техника не покупалась, а доставалась предприятиям по распределению. Теперь предприятия предпочитали использовать старую технику, нежели платить за новую.

После распада Советского Союза

Проблемы затронули не только собственное производство, но и партнерство с зарубежными поставщиками. О бесплатных поставках из Болгарии можно было забыть, не говоря про развитые Германию и Японию.

Государственная монополия на внешнюю торговлю испытала крах. Это вызвало приток товаров из других стран. Однако продукция стран третьего мира в то время не отличалась высоким качеством.

Попытки стабилизировать ситуацию принимались. Россия в 1991 году пыталась объединить ведущих производителей напольной спецтехники в единую ассоциацию с целью экономического прорыва и повышения качества продукции в данной отрасли. Увы, по ряду причин проект остановился на стадии обсуждения. Крупные производители погрузчиков продолжили работать по отдельности.

Сегодня в России наибольший спрос наблюдается на импортные погрузчики, нежели на собственные. Часть зарубежных предприятий производит технику у себя, а в РФ открывает дилерские и сервисные центры. Другая часть пытается наладить производство погрузчиков прямо в России. Ввиду того, что отечественная техника сильно отстает от западной в плане используемых технологий и качества товаров, данное решение видится выгодным для обеих сторон.